среда, 10 ноября 2010 г.

ПРОЦЕСС РЕСТАВРАЦИИ Мебели


                                              РЕСТАВРАЦИИ Мебели
 
Любой предмет, тем более мебель, по прошествии нескольких десятилетий теряет былой внешний вид и привлекательность. Прямые солнечные лучи, попадание воды, спиртных напитков, пыль, частые переезды, неаккуратное обращение с предметами мебели, хранение мебели на дачах, чердаках и в подвалах, непрофессиональный ремонт - пагубным образом сказывается на состоянии мебели. Если, к примеру, шкаф, который достался вам по наследству от бабушки, и имеет в своей истории все вышеперечисленные события - его внешнему виду и состоянию  можно только посочувствовать. Но не стоит принимать поспешных решений и отправлять его на свалку, в печь или выставлять его на улицу и использовать для хранения банок, ведер и в качестве дома для кошек. Настоятельно рекомендуем пригласить специалиста реставратора и оценить данную вещь со всех позиций - художественной ценности, состояния древесины, стоимости предмета и реставрационных работ. Вызов мастера может обойтись от 30-100$. Не исключено, что покупка новой вещи, выполненной по старинным технологиям, обойдется вам значительно дороже, чем реставрация семейной реликвии. В крайнем случае вы сможете продать данный предмет в нынешнем состоянии для будущего ремонта новыми владельцами.

Профессиональная реставрация мебели позволяет достаточно полно восстановить внешний вид и функциональные качества предметов. Рассмотрим процесс реставрации на примере корпусной мебели: шкафа, буфета, горки и т.д. При первом знакомстве с предметом реставрации, осматривая его, следует обратить внимание на состояние древесины. Нередко древесина повреждена червоточиной, гнилью, плесенью. При неправильном хранении мебели, из-за перепадов температуры и влажности образуются трещины, слабеют шиповые соединения каркаса. Резьба, пораженная жучком-точильщиком, бывает внутри разрушенной. Под тонкой "корочкой" древесина похожа на труху. Для замены истлевших кусков древесины предмет лучше разобрать, если это позволяет конструкция и ослабленные шиповые соединения. После чего, производится дезинфекция различными средствами, которые уничтожают жучка и плесень. Особо поврежденные участки дерева, включая резьбу, заменяются, стараясь оставить максимум старого дерева еще пригодного для эксплуатации. Менее поврежденные - закрепляются путем впрыскивания различных смол через отверстия оставленных жучком. Шиповые соединения зачищаются от старого клея.

На следующем этапе происходит удаление старого лакового покрытия путем смывок, циклевания и шлифования. Иногда, после снятия лака, при необходимости, применяется процесс выбеливания древесины, если поверхность сильно загрязнена пятнами чернил, зеленки, жира и т.д. Далее следует заделывание трещин, сколов и ликвидация вмятин. Происходит подклейка отошедшего от поверхности шпона. При утере, в некоторых местах, старой фанеровки наращивается новый шпон. Восстанавливается утраченная резьба. Все эти работы производятся из материалов, идентичных заменяемым. Следующий этап - это склейка каркаса и морение (крашение, травление) предмета реставрации. После чего, наступает один из самых ответственных этапов - отделка лаками. По старинной технологии мебель покрывалась лаками на основе натуральных смол (копал, шеллак, янтарь и др.), маслами (олифа), восковыми мастиками, жирами и т.п.  Использование шеллака позволяет максимально отразить красоту древесины. Хотя покрытие весьма нестойко и уязвимо при попадании влаги. От этого на поверхности образуются белые пятна. Поэтому, эту дорогостоящую отделку используют чаще для музейных предметов. Восковые мастики дают приятный матовый блеск, и это покрытие легко восстанавливается после попадания воды, достаточно дешево по сравнению с щелочной политурой. Иногда, по желанию заказчика, используются современные лаки, основное преимущество которых в их функциональности. Они хорошо защищают поверхность древесины и весьма стойки к внешним воздействиям, долговечны. Многие лаки устойчивы к агрессивным средам. Эти покрытия рекомендуются при использовании мебели в офисах, кабинетах, приемных и т.п.  После реставрации и соответствующем обращении с мебелью она вам прослужит еще несколько десятилетий, и, возможно, перейдет по наследству к вашим детям.

КОНСТРУКЦИЯ


Картинка 4 из 54Средневековые сундуки или лари с откидывающимися крышками, которые делали до конца XV в., были деревянными. Доски скреплялись между собой железными коваными гвоздями и обручами. Появление в XVI в. стыковых соединений на основе гнезд и шипов позволило предотвратить растрескивание древесины вокруг гвоздей. Чтобы создать прочный каркас, к которому крепились бы доски, в вертикальных секциях (так называемых боковых брусьях) вырезали прямоугольные пазы. В них вставляли шипы (выступ на горизонтальной поперечине, форма которого соответствует форме паза), и вся конструкция скреплялась деревянными гвоздями или штифтами. Такую работу выполнял столяр.

По мере усложнения мебели работу, выходящую за рамки способностей столяра, стал делать мебельщик. Обычно из сосны или дуба изготовлялся прочный каркас со стыками типа «ласточкин хвост», с помощью которых скреплялись боковые, верхняя и нижняя панели, а также внутренние перегородки, в прорези которых вставлялись ящики. «Ласточкин хвост» представляет собой стык, образованный трапециевидным шипом, вставленным в гнездо соответствующей формы. Затем каркас обшивался шпоном (обычно это делал другой мастер). При этом места, скрытые от глаз, особо не обрабатывались. Например, задние стенки шкафов XVIII в. не полировались. При изготовлении комодов с изогнутой передней стенкой обычно использовались небольшие бруски, которые соединяли между собой как в кирпичной кладке, а затем стенке придавали нужную форму. Этот способ, изобретенный в конце XVIII в., был менее трудоемким, чем обтесывание больших досок до нужного размера и формы, и мебель получалась более изящной.

Самые первые ящики обычно изготовлялись с дву­мя «ласточкиными хвостами» - по одному с каждой стороны. К середине XVIII в. число «ласточкиных хвостов» увеличилось, а их размер уменьшился. При покупке проверьте, все ли ящики комода имеют одинаковое число стыков и нет ли следов их замены, поскольку любая переделка снижает стоимость вещи. В старинных ящиках с боков были вырезаны пазы, в которые входили ролики, укрепленные на каркасе. Начи­ная с 1702 г. ролики стали устанавливать под ящиками на опорах внутри каркаса. Ролики со временем изнашиваются, и их замена допустима.

Толщина облицовки ящиков XVII в. обычно составляла 2 см, но постепенно они стали более тонкими и к концу XVIII в. уменьшились до 0,5 см. Передние стенки ящиков XVII в. имели резные рельефные украшения, или к ним крепились металлические накладки. К XVIII в. рельефы исчезли. Вместо них появились металлические накладки или деревянные кругляшки.

К шурупам и гвоздям следует относиться с осторожностью. Не пытайтесь только по ним судить о возрасте комода, поскольку они часто ломаются и требу­ют замены. Вы можете обнаружить старые гвозди ручной работы, сделанные до 1790 г., на подделках и на отреставрированных предметах: мебель могли починить и потом продать. Первые шурупы появились в 1675 г. Они были нарезаны вручную, имели очень мелкую резьбу, и на них почти не заметна конусность. Шлиц в головке шурупа, как правило, слегка смещен относительно центра. Если вы осматриваете предмет, который якобы был изготовлен раньше 1675 г., и обнаруживаете в нем шурупы, это значит, что перед вами подделка или что шурупы появились в нем во время ремонта или реставрации.

Как правило, старые гвозди больше заслуживают доверия, чем старые шурупы, поскольку выпасть так легко, как шурупы, они не могут, а шурупы, надо помнить, часто терялись при перевозке мебели в разобранном виде и их заменяли новыми.
При датировке мебели можно ориентироваться и на металлическую фурнитуру: петли, ручки, замки и фирменные маркировки. Правда, ручки часто заменяются. Замена ручек - один из способов обновить вещь и придать ей более выигрышный вид. Она допустима при условии, что новые ручки гармонируют с мебелью. Ножки тоже могут помочь в определении возраста предмета, но, поскольку они больше других элементов мебели подвержены износу, их также часто меняют. Скругленные ножки на мебели второй половины XVII или первой половины XVIII в. почти всегда заменены более поздними, но если они не отличаются от подлинных, то это не страшно.
 ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Основные принципы реставрации мебели

Основные принципы реставрации мебели: усиление ослабленных соединений
Реставрация мебели может быть простой (повторное нанесение клея на ослабленные соединения, удаление пятен специальными очистителями или освежителями, смена покрытий на диванных подушках) и сложной, требующим времени (изготовление дубликатов сломанных частей на токарном станке, соскабливание старой и нанесение новой отделки на шкаф, диван).

Картинка 32 из 54Реставрировать мебель можно самому, либо отдать ее профессионалу. Решение этого вопроса зависит от многих факторов: от того, насколько вы любите эту мебель, от пользы, которую получите после ее реставрации, от стоимости и сложности последнего. Тем не менее, если мебель действительно антикварная (сделана около 100 лет назад и более), реставрировать ее должен специалист, поскольку плохо сделанная работа или неудачная реставрация могут значительно понизить ценность вещи.

При реставрации любой мебели используются следующие основные приемы:

      восстановление соединений составных частей поврежденной мебели;

      устранение трещин и отверстий;

      реставрация поврежденной отделки;

      обновление обивки.

Независимо от целей и применяемых способов реставрацию мебели обычно начинают с соединений и каркаса; в большинстве случаев такой ремонт предполагает повторное склеивание или замену частей соединения. Чтобы сделать основное соединение, применяемое в производстве мебели ("гнездо-шип"), достаточно пилы, стамески и деревянного молотка, хотя в настоящее время части мебели вырезаются с помощью электроинструментов.

Усложненный вариант соединения из гнезд и шипов – соединение "ласточкин хвост", которое является своеобразным знаком качества продукции. Выступающие шипы плотно входят в гнезда, имеющие форму хвоста ласточки, и усиливают прочность соединения; разъединить такие соединения можно только в одном направлении. Соединения "ласточкин хвост" применяются в выдвижных ящиках и шкафах и являются одним из способов сочленения двух деревянных панелей, сходящихся под прямым углом.

Чтобы соединение было более прочным, при изготовлении мебели и ее реставрации применяется клей.
Основные виды клея, используемые в реставрации мебели
Поливинилацетат (обычно известен как ПВА).
Хороший клей общего назначения для основных типов комнатной мебели. Применяется в готовом виде; схватывается через 30 минут после сжатия; однако для достижения полной силы сцепления требуется два дня. Наносится этот клей на обе склеиваемые поверхности. ПВА плохо противостоит влажности, поэтому его не нужно применять для склеивания наружной мебели.
Желтый клей (или алифатическая смола).
Этот клей является усовершенствованным вариантом ПВА. Он сильнее, влагоустойчивее, более вязок и менее текуч. Однако он высыхает быстрее, чем ПВА, и поэтому требует более быстрого сжатия. Зажимные скобы можно снимать через 30 минут, однако соединение должно оставаться неподвижным, пока не будет достигнута полная сила сцепления клея (это обычно происходит за 18 часов). Желтый клей используется для заполнения щелей и скрепления плохо подогнанных соединений.
Анимальный (животный) клей.
Его получают из кожи животных, нервных тканей или костей. Со времен Египта и до 1900 года он был единственным клеем для мебели. Как заявляют реставраторы антиквариата, этот клей является реверсивным: пар и солнечный свет уничтожают его липкие свойства, в результате чего соединение разделяется. Кроме того, есть достаточно времени — почти 20 минут, чтобы сжать клей, пока он не начнет схватываться. Однако наносить его можно только при температуре около 20°C; он застывает при температуре ниже 10°C и утончается при температурах выше 33°C. Соединения, собранные посредством животного клея, должны оставаться сжатыми в течение 6-12 часов. Его нельзя применять в ремонте наружной мебели.
Пластиково-смоляной клей (или мочевиноформальдегид).
Очень сильный клей, используемый в соединениях, подверженных необычным воздействиям. Он производится в виде порошка, который нужно разводить с водой; однако после того как он высохнет, клей становится чрезвычайно влагостойким. Наносить его нужно при температурах выше 20°C. Он начинает схватываться через 5-15 минут, и после сжатия должен оставаться под постоянным давлением в течение 5-12 часов (в зависимости от окружающей температуры).
Резорциновый клей.
Продается в уже готовом (смешанном) виде, но его можно приготовить самостоятельно, смешивая порошок с жидким катализатором. Это очень сильный клей, он обладает высокой жаро- и влагостойкостью: его применяют даже при строительстве лодок. Это самый лучший клей для ремонта наружной деревянной мебели. Наносить его нужно при комнатных температурах и оставлять в сжатом положении от 10 до 12 часов.
Другие клеящие вещества.
Имеется большое количество других синтетических клеев, применяемых при работах по дереву. Постоянно появляются новые виды клея, однако профессионалы по ремонту мебели чаще используют вышеперечисленные клеи. Известны эпоксидные клеи (имеются различные виды, включая те, которые очень быстро затвердевают), они действуют на химических принципах, образуя сильную связку между кусками дерева, а также между такими непористыми материалами, как металл или стекло. Эпоксидный клей обладает высокой силой сцепления, но дорого стоит. При ремонте мебели применяются некоторые менее дорогостоящие клеи, обладающие подобными свойствами. Контактные клеи схватываются наиболее быстро. Их недостатком является то, что они не дают времени для исправлений после того, как нанесены на соединения.
"Энциклопедия домашнего мастера: реставрация мебели", 1999 г.
----------------------------------------------------------------------------------------------------

Реставрация мебели.Декор

резьба. С течением времени методы обработки древесины развивались и усложнялись - от обтесывания бревен к резьбе, которая также усложнялась с появлением новых режущих инструментов. Мелковолокнистая древесина легче поддается резьбе, чем крупноволокнистая, в частности дуб, из которого трудно резать мелкие детали. Оригинальная деталь, вырезанная из цельной заготовки, как правило, имеет монументальный вид, поскольку на нее шел отрезок целого бревна. Резьба, сделанная позднее с целью «облагородить» вещь, делалась по уже существующей детали, например по гнутой ножке. Изучая добротные, оригинальные образцы, вы постепенно научитесь видеть разницу. Более поздняя резьба значительно снижает стоимость мебели.

фанеровка. Наложение тонких листов или полос хорошей, дорогой древесины на каркас из более дешевых, грубых сортов - идеальный способ экономии. Некоторые виды древесины, в частности атласное дерево, королевское дерево и коромандель, применялись только для изготовления шпона. Это было вызвано или дефицитом и дороговизной древесины, или тем, что стволы деревьев были слишком тонкими. Древесина ореха и красного дерева шла и на шпон, и на доски. В XVII и XVIII столетиях шпон ручной работы обычно имел толщину 0,3 см. При ближайшем рассмотрении таких деталей мебели, как, например, торцы дверок буфета, можно увидеть технологию их изготовления. При распиловке бревна вдоль получается шпон продольного распила, при поперечной распиловке - шпон поперечного распила, в последнем случае образуется так называемый «устричный» узор.

Комплекты из двух пластин, соединенных одна с другой так, чтобы одна была зеркальным отражением другой, или четырех таких пластин, сходящихся в центре панели, известны под названием «четверть». При поперечной распиловке бревен ореха, ясеня, бука и тиса, имеющих наросты, получается красивый шпон с «ореолом». Современные машины позволяют получить тончайшие листы и пластины шпона. Иногда в допол­нение к основной фанеровке по краям передних стенок ящиков и верхней панели крепятся небольшие полоски шпона - так называемые накладки. Поперечные накладки - более короткие. Они крепятся под прямым углом к основной фанеровке. Продольные накладки крепятся вдоль основной фанеровки, например, вдоль ящика. Накладка типа «елочка» представляет собой узкие полоски шпона, расположенные под острым углом одна к другой.

Маркетри, или интарсия, - вид художественной фанеровки, при котором кусочки древесины образуют определенный узор.

Кусочки шпона различных пород дерева позволяют создать поразительный эффект. Маркетри в виде геометрического узора называется паркетом. Интарсия отличается от инкрустации, при изготовлении которой используются различные материалы: слоновая кость, перламутр, драгоценные металлы и шпон. При этом тоже получаются узоры или даже картины. Ленточный орнамент из узких полос шпона контрастирующих цветов также служит для украшения мебели.

позолота. Еще в глубокой древности изделия из дерева украшали позолотой - тончайшими листками золота (сусальное золото). На поверхность деревянного изделия наносили несколько слоев левкаса, а сверху наклеивали золотую пластинку. При водном золочении в левкас добавляли смесь красной глины с яичным белком и горячую воду. Вода использовалась для увлажнения поверхности перед наложением золотого листка, иногда в два слоя, для лучшей полировки. Для удешевления процесса золочения использовали льняное масло, которое варили до отвердевания, а затем смешивали с охрой. Золотой листок держался на такой основе очень прочно, образуя с ней как бы единое целое.

лакирование. В Китае и Японии на поверхность мебели и других предметов в процессе лакировки наносили до 200 слоев натурального лака, приготовленного из очищенного сока дерева КНиа уегпк1}ега. Европейцы во второй половине XVII в. пытались использовать технологию лакирования, но, не открыв секрета самого существенного компонента лака, стали вместо него использовать шеллак (смолистое вещество, выделяемое некоторыми насекомыми). Позже высококачественный лак из Японии начали ввозить в Европу, процесс лакирования в Англии стали называть джапанированием (от английского «Джапан» - Япония). В Англии, в городке Понтипул, возникла мануфактура, где изготовляли декоративные изделия из жести, покрытой японским лаком. Впоследствии они получили название «понтипулы». В Нидерландах научились делать замечательные аналоги восточных лаков, а во Франции термином Уегпю МагИп стали называть изделия с лаковым покрытием на основе вещества, изобретенного в 1730г.

окрашивание. Недавно вошла в моду окрашенная мебель с трафаретным орнаментом, но современный ее вариант - это лишь отражение стиля, который был известен еще в XIV и XV вв. В то время самой распространенной краской была темпера (измельченный пигмент, смешанный с лаком, клеем и яичным белком), которую наносили поверх гипсового левкаса. Некоторые знаменитые итальянские художники эпохи Возрождения тоже расписывали мебель. В XVIII в. мебель с фанеровкой из атласного дерева и бука украшали бордюрами и медальонами в классическом стиле и покрывали лаком. В XIX в. дерево разрисовывали «под мрамор». Яркими росписями украшены предметы крестьянского обихода: шкафы и буфеты. Изысканность расписной мебели XVIII в. пытались воспроизводить в начале XX в. в Англии. Хорошо выполненные предметы этой эпохи также ценятся достаточно высоко.

Комментариев нет:

Отправить комментарий